Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

4 страниц V  < 1 2 3 4 >  
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Православный поэт Пушкин, Жизнь и творчество
diakon
сообщение 23.08.2005 - 01:15
Постоялец форума
*****
орден I степени
Группа: Участник
Сообщений: 916
Регистрация: 18.06.2005
Пользователь №: 8534


Бывает часто, что человек живет, и не задумывается над тем, сколь пуста его жизнь. Сколько в ней мелкого, ненужного. Многих, очень многих такая жизнь устраивает. И, немногим выпадает переживать за это. Пушкин именно переживал свою жизнь, как "пустыню", в которой "мрак" и "жажда". Пустыня - место безжизненное, место вне мира, место, где человек остается один на один с собой.
"Нехорошо быть человеку одному" - одна из заповедей Эдема. Сегодня, о таком состоянии говорят - депрессия. Это, как раз, когда человек, в большом городе, в окружении людей, чувствует свое одиночество. Для верующего, одиночество нейтрализуется тем, что рядом с собой человек чувствует Бога. А если вера слаба... тогда жизнь становится "духовной пустыней". И благо, когда человек обретает в ней Высшую поддержку.
У Пушкина есть несколько таких ярких обретений Бога в "пустыне". Одно из них - в "Пророке".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Mr Zverolov
сообщение 25.08.2005 - 12:40

Постоялец форума
*****

Группа: Участник
Сообщений: 550
Регистрация: 14.12.2003
Пользователь №: 1467


Пушкин? Конечно православный! Только православный мог написать "Сказку о Попе и работнике его Балде" smile.gif

С другой стороны, Пушкин, несомненно язычник:
"Я сердцем отдыхал - друг друга мы любили:
И бури надо мной свирепость утомили,
Я в мирной пристани богов благословил."

или

"Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?" smile.gif

Mr Zverolov добавил(а) в нет данных
Вот ещё замечательное православное стихотворение:

ХРИСТОС ВОСКРЕС

Христос воскрес, моя Реввека!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я, не робея,
Готов, еврейка, приступить -
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.

ещё одно:


К**

Ты богоматерь, нет сомненья,
Не та, которая красой
Пленила только дух святой,
Мила ты всем без исключенья;
Не та, которая Христа
Родила, не спросясь супруга.
Есть бог другой земного круга -
Ему послушна красота,
Он бог Парни, Тибулла, Мура,
Им мучусь, им утешен я.
Он весь в тебя - ты мать Амура,
Ты богородица моя!

megalol.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
nightingle
сообщение 25.08.2005 - 13:09

белокурая бестия
******
орден IV степени
Группа: Модератор
Сообщений: 1701
Регистрация: 30.09.2003
Пользователь №: 159


Небеса жгут.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Murcielago
сообщение 25.08.2005 - 17:35

Dark Romantic
*****
орден I степениорден I степениорден III степени
Группа: Участник
Сообщений: 802
Регистрация: 11.10.2003
Пользователь №: 378


Цитата(diakon @ 22.08.2005 - 01:01)
Даже если и Пушкин ее написал... Бывает, что человек ошибается, потом сильно сожалеет об ошибке. Много ли можно спрашивать с двадцатилетнего паренька? На исповеди такие грехи прощаются. А Пушкин перед смертью серьезно исповедовался.

А Вы присутствовали в момент его исповеди и знаете что конкретно он говорил там? Откуда такая уверенность в том, что он упомянул про "Гавриллиаду" и тем более в свете своего авторства? Вы настолько уверены, что если Вы считате её написание грехом, то значит и он также считал? Знаете, есть авторы, которые уважают всё своё творчество, не зависимо от того в каком возрасте оно было создано, в каком состоянии и т.д. и не отсутпаются от собственных мыслей в угоду каким-то там невнятных догматам, которые придумала кучка бородатых служителей культа Иисуса Христа. wink.gif

И тем более, к чему это всё сказано, если он своего атворства не признал?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
diakon
сообщение 25.08.2005 - 22:46
Постоялец форума
*****
орден I степени
Группа: Участник
Сообщений: 916
Регистрация: 18.06.2005
Пользователь №: 8534


Цитата(Mr Zverolov @ 25.08.2005 - 13:40)
Пушкин? Конечно православный! Только православный мог написать "Сказку о Попе и работнике его Балде" smile.gif[/quote]
Я рад Вашему пониманию. Действительно, "Сказка..." это - "междусобойчик", людей прекрасно понимающих друг друга. Вот история из Болдино: "Однажды Пушкин пригласил к себе причт отслужить молебен (было ли это в храмовый праздник 8 ноября или в какой-нибудь
"фамильный" день --- неизвестно), а после молебна предложил чай и закуску; когда члены причта уселись за столы, он вынул из кармана тетрадку и начал читать "насмешливые" (сатирические) стихи на духовенство."
(Кирилл Семёнович Раевский, болдинский диакон, со слов его сына Ф.К. Раевского записал А.И. Звездин. "О болдинском имении Пушкина", Н.Новг., 1912, стр. 23) /цит. по: В. Вересаев "Пушкин в жизни", М.: Советский
Писатель, 1936, т. 2, стр. 181/. Духовенство, которого и касается "Сказка", всегда весма добродушно относилась к этому произведению великого Пушкина.

Это в советское время, в школах "нагнетали атмосферу" - вот, мол, смотрите какие они, попы. Пушкин их обличил. А, заодно и всю религию. На самом деле, "Сказка", это лишь - картинка деревенской, сельской жизни, а никак не атеистический памфлет.
[quote]С другой стороны, Пушкин, несомненно язычник:[/quote]
Язычество - общее место дворянства 18 - начала 19 века. Заслуга Пушкина, как православного человека, в том, что он преодолел эту общую тенденцию. В нем, как ни в ком другом, из известных людей его круга, видно стремление к покаянию, к изменению жизни. Если в раннем творчестве он, следуя моде времени и окружения, писал, бывало "скользкие" стихи, то, чем больше он переживал неправды мира, тем отчетливее становились его православные настроения:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв,
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую свщенник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И ПАДШЕГО КРЕПИТ неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей -
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Это - молитва Ефрема Сирина, котрая многократно повторяется, с коленоприклонениями, во время Великого поста. Думается, что Пушкин, действительно глубоко переживал во время этой молитвы. Иначе, трудно понять, как могли появиться эти строки. стихотворение это было написано за год до трагической гибели поэта...
[quote]"Я сердцем отдыхал - друг друга мы любили:
И бури надо мной свирепость утомили,
Я в мирной пристани богов благословил."

или

"Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
      Не се ль Минервы росской храм?"  smile.gif[/quote]
Эти, и другие, подобные стихи, из того же ряда, что и укарашение дворцов скульптурами древнегреческих богов, и другое. Религии здесь нет. Это - дань моде, стилю позднего Возрождения.
[quote]Mr Zverolov добавил(а) в нет данных
Вот ещё замечательное православное стихотворение:

ХРИСТОС ВОСКРЕС

Христос воскрес, моя Реввека!
Сегодня следуя душой
Закону бога-человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я, не робея,
Готов, еврейка, приступить -
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.

Это стихотворение с "лукавинкой", вполне невинной, и очевидной, для разбирающегося в вере человека. На первый взгляд, Пушкин здесь, пишет о том, что "за поцелуй" готов поменять вероисповедание. Но, вот здесь-то и начинается самое интересное...
Христос Воскрес, моя Реввека!
Пушкин обращается к еврейке с заведомо отвергнутым ею приветствием. Этим он являет свою твердость в вере, котрую не поколебать никакой еврейке.
Сегодня следуя душой
Закону Бога-Человека,
С тобой целуюсь, ангел мой.

Пасхальное приветствие - троекратное лобызание, называется - похристосываться.
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я, не робея,
Готов, еврейка, приступить -

Вот здесь и есть та самая "лукавинка". Автор, как бы обещает "приступить" к Иудаизму... Но, не тут то было! Пушкин имеет ввиду - Христианство! Вера Моисея, это - грядущий Христос. Именно перу Моисея принадлежит запись первого обетования о Спасителе, известное в Богословии, как Первоевангелие.
(Всякие шалости с поцелуями здесь опускаем, они не имеют яркого смысла).
И даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея
От православных отличить.

И, впродолжении этого своего "луквства", он идет еще дальше. Говоря о вере Моисея, через которого были даны заповеди, Пушкин вспоминает и обрезание, которое обязательно совершают над "верными евреями". И здесь он пишет, что готов к обрезанию. Но..., не с тем, чтобы сменить веру, а с тем, чтобы показать свободу православных в этом вопросе: "Обрезание ничто, и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих" (1Кор. 7, 19)

[quote]ещё одно:
К**[/quote]чего-то я не нашел такого...


diakon добавил(а) в нет данных
[quote=Murcielago,25.08.2005 - 18:35]А Вы присутствовали в момент его исповеди и знаете что конкретно он говорил там? Откуда такая уверенность в том, что он упомянул про "Гавриллиаду" и тем более в свете своего авторства? Вы настолько уверены, что если Вы считате её написание грехом, то значит и он также считал?[/quote]
Говоря о предсмертной исповеди, я меньше всего имел ввиду "Гаврилиаду". У Пушкина, как человека страстного, конечно, хватало в чем исповедоваться. Но, главное, что Пушкин действительно покаялся. Священник Староконюшенной церкви в г. Петербурге, о. Петр Песоцкий, исповедавший Пушкина перед смертью, говорил о том, что Пушкин исповедался и причащался с весьма глубоким чувством и что он сам не хотел бы для себя иной кончины, чем у раба Божия Александра.
Пушкин простил своего убийцу, и успел взять с друга Данзаса обещание, что его лицейские друзья не будут за него мстить.
Это, тоже, яркое проявление христианского духа - прощение своего убийцы и предотвращение возможной последующей мести (новой волны убийств) - это очень показательный христианский поступок.
[quote]Знаете, есть авторы, которые уважают всё своё творчество, не зависимо от того в каком возрасте оно было создано, в каком состоянии и т.д.[/quote]
Конечно, есть. А еще есть авторы, которые способны признавать ошибки и исправлять их.
[quote]и не отсутпаются от собственных мыслей в угоду каким-то там невнятных догматам, которые придумала кучка бородатых служителей культа Иисуса Христа.  wink.gif

И тем более, к чему это всё сказано, если он своего атворства не признал?[/quote]
Вот что пишет друг А.С.Пушкина М.В.Юзефович:
"Я помню, как однажды один болтун, думая, конечно, ему угодить, напомнил ему об одной его библейской поэме, и стал было читать из неё отрывок. Пушкин вспыхнул, на лице его выразилась такая боль, что тот понял и замолчал. После, Пушкин, коснувшись этой глупой выходки, говорил, как он дорого бы дал, чтобы взять назад некоторые стихотворения, написанные им в первой легкомысленной молодости. И ежели в нём ещё иногда прорывались наружу неумеренные страсти, то мировоззрение его изменилось уже вполне и бесповоротно. Он был уже глубоко верующим человеком и одумавшимся гражданином... К нравственным требованиям он относился даже с пуританскою строгостию..."
("Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников", Изд. "Худ. лит-ра", Л., 1936, стр. 482)

Сообщение отредактировано diakon - 25.08.2005 - 22:57
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Agnus_Dei
сообщение 26.08.2005 - 01:15

homo homini lupus est
*******
орден III степени
Группа: Участник
Сообщений: 2325
Регистрация: 31.01.2004
Пользователь №: 2107


Что такое "православный поэт"? g.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
24-25
сообщение 26.08.2005 - 18:27

24-25
*******
орден I степениорден V степениОтличительный знак Горсеть
Группа: Участник
Сообщений: 2588
Регистрация: 7.10.2003
Пользователь №: 335


Цитата(Agnus_Dei @ 26.08.2005 - 02:15)
Что такое "православный поэт"? g.gif

Действительно хороший вопрос, только боюсь, ответ, который предоставят на суд общественности врят ли прольёт свет на это тёмное дело, скорее нааборот
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
diakon
сообщение 26.08.2005 - 23:19
Постоялец форума
*****
орден I степени
Группа: Участник
Сообщений: 916
Регистрация: 18.06.2005
Пользователь №: 8534


Цитата(Agnus_Dei @ 26.08.2005 - 02:15)
Что такое "православный поэт"? g.gif
Это не определение, а тема для обсуждения. Отправную мысль смотрите в посте #1.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
МОНАХИНЯ
сообщение 11.09.2005 - 17:27
Продвинутый новичок
**

Группа: Участник
Сообщений: 17
Регистрация: 10.09.2005
Пользователь №: 9676


Откуда в людях, живущих в современной православной России такая неприязнь к великому русскому поэту и к его творчеству? Это что, состояние души человека, который видит все в черном, мрачном свете, с любовью выискивая различные гадости и пошлости? Уверена, что многие отрицательные высказывания в адрес поэта и его творчества основаны не на глубоких знаниях жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина, а скорее всего наоборот.
Мы, живущие в ХХI веке, как можем рассуждать о живших два века назад - только по сохранившемся документам, письмам, воспоминаниям современников, но никак не на основании своих домыслов и неизвестно в каком месте приобретенных знаний.

Например, среди писем, сохранившихся для потомков, есть письмо неизвестного, который пишет В.А. Жуковскому (датированное 30 января 1837 года. Петербург). Приведу весь текст этого письма.

"Милостивый государь, Василий Андреевич!

Убийство А.С. Пушкина, делавшего честь России своим именем и поставившего себя (здесь неуместно употреблять лесть ) первым после Вас поэтом, для каждого россиянина есть чувствительнейшая потеря. Неужели после сего происшествия может быть терпим у нас не только Дантес, но и презренный Геккерн? Неужели правительство может равнодушно сносить поступок призренного им чужеземца и оставить безнаказанно дерзкого и ничтожного мальчика? Вы, будучи другом покойному, конечно, одинаковое со всеми принимаете участие в таковой горестной потере, и, по близости своей к царскому дому употребите все возможное старание к удалению отсюда людей, сделавшихся через таковой поступок ненавистными каждому соотечественнику Вашему, осмелившихся оскорбить в лице покойного - дух народный. - Вы один из тех, на которых имеется надежда в исполнении сего общего желания. - Явное покровительство и предпочтение подобным пришельцам-нахалам и иностранцам, может для нас быть гибельным. А Вы носите важную на себе обязанность. - Не подумайте, однако же, что письмо сие есть средство к какому-либо противозаконному увлечению, нет, его писал верный подданный желающий славы и блага государю и отечеству и живущий уже четвертое царствование."

В лице Пушкина - дух народный! А вы как относитесь к такому понятию?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Джеймс Бонд
сообщение 11.09.2005 - 17:34


*******

Группа: VIP
Сообщений: 2714
Регистрация: 4.12.2004
Пользователь №: 5627


Не вижу в Пушкине именно православного поэта. Да, он великий поэт, можно даже сказать - гениальный! Но православная тематика в его творчестве занимает очень незначительную роль. И духом народным я бы его не назвал. Он писал стихи явно не для народа, не для черни. Его стихи были больше "салонными", а не общенациональными. Хотя, безусловно в своем творчестве говорил и о простом народе, но основной его аудиторией были люди достаточно состоятельные.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
nightingle
сообщение 11.09.2005 - 18:16

белокурая бестия
******
орден IV степени
Группа: Модератор
Сообщений: 1701
Регистрация: 30.09.2003
Пользователь №: 159


Цитата
А вы как относитесь к такому понятию?

Скептически.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
24-25
сообщение 11.09.2005 - 20:26

24-25
*******
орден I степениорден V степениОтличительный знак Горсеть
Группа: Участник
Сообщений: 2588
Регистрация: 7.10.2003
Пользователь №: 335


Цитата(Nightingale @ 11.09.2005 - 19:16)
Скептически.

+1 однако
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
МОНАХИНЯ
сообщение 16.09.2005 - 19:23
Продвинутый новичок
**

Группа: Участник
Сообщений: 17
Регистрация: 10.09.2005
Пользователь №: 9676


За три месяца до смерти, а именно в сентябре 1936 года, Александр Сергеевич Пушкин, вместе с женой Натальей Николаевной, приехал в Академию художеств на сентябрьскую выставку. В зале скульптуры Пушкин обратил внимание на работу Н.С. Пименова "Юноша, играющий в бабки". Как запомнилось окружающим, Пушкин воскликнул: "Слава Богу! Наконец и скульптура в России появилась народная". Имелось в виду, что вместо античных богов и богинь ваятель избрал русский сюжет. Пименов утверждал, что поэт тотчас же вынул записную книжку, написал четверостишие и передал ему листок-автограф. Эти стихи были напечатаны в "Художественной газете" 23 декабря 1836 года.

На статую играющего в бабки

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился . . . прочь! раздайся, народ
любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой
игре.



Приведенные строки были написаны любимым размером незабвенного для Пушкина друга и поэта Дельвига.


Это только небольшой сюжет из жизни и творчества великого поэта.

Сообщение отредактировано МОНАХИНЯ - 16.09.2005 - 19:31
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
nightingle
сообщение 16.09.2005 - 19:47

белокурая бестия
******
орден IV степени
Группа: Модератор
Сообщений: 1701
Регистрация: 30.09.2003
Пользователь №: 159


Что-то вроде "Ленин и дети". Забавно. Ай да Пушкин, ай да сукин сын.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Ежик
сообщение 16.09.2005 - 20:24

Энтузиаст
****
орден II степениорден I степени
Группа: Участник
Сообщений: 499
Регистрация: 16.05.2004
Пользователь №: 3570


Как любой настоящий гений Пушкин сложен и противоречив. Кому-то ближе "Пророк" и Пушкин кажется религиозным поэтом. Кому-то ближе "Во глубине сибирских руд.." и Пушкин представляется поэтом-революционером.
Ну, а некоторым персоналиям (такая категория на этом форуме тоже представлена) больше нравится "Тень Баркова" и Пушкин для них всего лишь салонный бабник и пошляк.
Я считаю православие важным аспектом творчества Пушкина, в конце концов, оно было одной из связующих нитей великого поэта с народом. Но преувеличивать значение религии для него тоже не надо.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
diakon
сообщение 16.09.2005 - 21:27
Постоялец форума
*****
орден I степени
Группа: Участник
Сообщений: 916
Регистрация: 18.06.2005
Пользователь №: 8534


Когда человеку легко, он может не задумываться о таких вещах, как вера. Но, по настоящему ценное для него проявляется в трудную минуту, или при близости последнего часа. Вот здесь то Пушкин и обращался к Православию, как к спасительной основе жизни...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Agnus_Dei
сообщение 17.09.2005 - 00:21

homo homini lupus est
*******
орден III степени
Группа: Участник
Сообщений: 2325
Регистрация: 31.01.2004
Пользователь №: 2107


Цитата(diakon @ 16.09.2005 - 22:27)
Когда человеку легко, он может не задумываться о таких вещах, как вера. Но, по настоящему ценное для него проявляется в трудную минуту, или при близости последнего часа. Вот здесь то Пушкин и обращался к Православию, как к спасительной основе жизни...


только лишь потому, что жил в стране, где Православие было государственной религией. Жил бы в Германии - обратился бы к католицизму. Ага.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
diakon
сообщение 17.09.2005 - 00:44
Постоялец форума
*****
орден I степени
Группа: Участник
Сообщений: 916
Регистрация: 18.06.2005
Пользователь №: 8534


Цитата(Agnus_Dei @ 17.09.2005 - 01:21)
только лишь потому, что жил в стране, где Православие было государственной религией. Жил бы в Германии - обратился бы к католицизму. Ага.

Он Пушкин, поскольку жил в России. Без России не было бы Пушкина. Его сказок, его Болдино, его "Полтавы"... его русского языка.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Imitation
сообщение 17.09.2005 - 09:38

Постоялец форума
*****

Группа: Участник
Сообщений: 726
Регистрация: 1.04.2005
Пользователь №: 7256


Цитата(diakon @ 17.09.2005 - 01:44)
Он Пушкин, поскольку жил в России.
Хм, талант не зависит от места обитания. )
Жил бы, скажем, он во Франции, написал бы другие сказки. ))
Может, даже и лучше. Россия-то не при чем.

Цитата(diakon @ 17.09.2005 - 01:44)
Без России не было бы Пушкина.
Без Англии не было бы Шекспира. bye1.gif

Что за бред, простите.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Ежик
сообщение 17.09.2005 - 13:30

Энтузиаст
****
орден II степениорден I степени
Группа: Участник
Сообщений: 499
Регистрация: 16.05.2004
Пользователь №: 3570


Цитата(Imitation @ 17.09.2005 - 09:38)
Хм, талант не зависит от места обитания. )


Нет, настоящий гений всегда национален, он всегда продукт своего народа и своего времени. Талантливые люди есть везде, но как они проявятся зависит исключительно от исторической обстановки, в которой они живут. Маленький Афинский полис дал миру десятки великих философов, политиков, художников. Но я почему-то не знаю ни одного великого человека с Папуа Новой Гвинеи или с Берега Слоновой Кости.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

4 страниц V  < 1 2 3 4 >
Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 19.04.2024 - 06:54