Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> как вырастить программистов
сплю
сообщение 4.09.2005 - 11:33
Звезда форума
******
орден III степени
Группа: Участник
Сообщений: 1510
Регистрация: 29.09.2003
Пользователь №: 92


Наткнулся вот однажды на статейку и увидел что разница между большим вузом маленькой страны и маленьким вузом большой не так уж и велика, а вообще попросту говоря её просто нет. Почитайте, думаю не пожалете потраченое время.
//------------------------------------------------
"Привет, Серёга!
Автор: Виктор Шепелев
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №11 от 24 марта 2005 года

У нас даже «выпускного бала» не было: институту было уже не до нас — да и нам не до него. Рассовав по карманам свежеполученные корочки, народ разъехался по своим делам. С тех пор мы и не виделись.
А дальше — лишь от случая к случаю: то на случайном форуме узнаешь ник, то в «аську» стукнет старый знакомый, а то — хлоп — статья в «КТ»[Сергей Науменко, «Как вырастить армию хороших программистов…» (КТ #576)] Привет, Серёга!

Письмо Одногруппнику, Уехавшему в Столицу
Место действия: Большой Город Маленькой Страны.
Время действия: полгода после диплома.
…Оба мы пять лет промучили собой Самый Большой Компьютерный ВУЗ Небольшой Страны. Оба получили свои (заслуженные?) красные дипломы. Оба учились и одновременно работали. Оба большей частью своих знаний и умений обязаны вовсе не родному ВУЗу. Да только ты — человек сознательный и целеустремленный — подался в науку; и — в Москву. А я — раздолбай и бездельник — остался. Бросил свою унылую работу, сижу вот, пью чай, смотрю, как подрастает десятимесячная дочка, немножко пишу в «КТ», немножко рулю своим маленьким, но гордым бизнесом. В конце концов, в отличие от многих других одногруппников, мы оба, кажется, оказались именно там, где хотели оказаться: там, где нам самое место, а не там, где можно срубить сколько-нибудь немножко денежек (Алекс Экслер) на хлеб. Ты не стал бы сидеть дома и пить чай, а я — я никуда отсюда не поеду; так что все в порядке. Привет, Серёга!

Да, впрочем, всю эту прикладную мемуаристику все равно редактор вырежет — поскольку не важно. Давайте не будем говорить, о чем мы не будем говорить, и будем — о чем будем (Стругацкие). Важно вот что: нам не понравилось. Ну совсем. В программирование влюбленные со школы, поступившие на «свою» специальность своими силами и по своему желанию, пришедшие на первый курс с радостным ожиданием в глазах — мы последовательно сменили это ожидание на: удивление; недоумение; горестное недоумение; полную безнадежность. Помнишь, с каким аппетитом мы перечитывали расписание в начале каждого семестра? Какие предметы! — от одних названий, кажется, становишься умнее… Ни фига. Привет, Серёга!

Казалось — и преподаватели хороши, да и мы не дураки; казалось — не наступило еще время, когда ты перестал ходить на лекции, а я на них отсыпался после случайных ночных подработок; казалось бы — да… Даже если у меня возникнет сегодня такое желание — я не знаю, куда пойти и в чьи честные глаза посмотреть и спросить так, ласково-ласково: какого, извиняюсь, хрена? Кто составил эту программу и расписал часы этих курсов — да так, что сначала учат объектно-ориентированным языкам, а потом, курсе на третьем, — самому понятию объектной ориентированности; что преподаватель одного из самых сложных языков изучает его по карманной книжке перед лекцией; что электронной, так ее, коммерции нас учили, а основополагающим структурным идиомам, существующим в любой программе, — нет; что на рисование веб-страничек было выделено больше часов, чем на архитектуру и проектирование… Лишь к началу четвертого курса (который обещал наконец-то «серьезные предметы профилирующих направлений», а дал… эх, да что там!) — лишь тогда мы поняли, что лучше уже не будет; а посещение пар — это не то чтобы необязательно, а вообще бесполезно [Ну, не совсем. Твоя заветная записная книжка, в которую записывались ключевые фразы преподов, таки пригодилась! («Программирование сродни игре на балалайке» — это ведь Бонд на первом курсе сказал, а?)], и вот тогда-то… Привет, Серёга!

Сапожник без сапог. В хххх году Министерство Образования Небольшой Страны дало Самому Крупному Компьютерному ВУЗу Небольшой Страны амбициозное задание: создать всеобъемлющую Систему Управления ВУЗом (от бухгалтерии до звонков на перемену) — которую впоследствии планировалось внедрить во всех ВУЗах страны. К сожалению, привлечение к этой задаче студентов младших курсов (старшим — не до того), а также некоторое пренебрежение некоторыми важными стадиями разработки (архитектурное проектирование, координирование разработчиков, тестирование) привело к тому, что Система так никогда и не была закончена.
Конечно, можно было плюнуть (по большому счету, так мы и сделали). Кто хотел — тот выучился, а кто не хотел — и шут с ним. Но я — не такой, и ты тоже не такой. Нам, чтобы жить, надо обо всем думать. От завтрашней погоды — и до размера затычки в ванной. Правильно? (Тоже Мураками) — и мы не могли хотя бы не попытаться понять, что здесь не так и что надо сделать, чтобы было «так». Ведь, наверное же, где-нибудь умеют учить программистов? И конечно же, твоя статья про «армию программистов» — она оттуда, из тех наших разговоров под пиво, из той безнадежности и недоумения; я словно вернулся на пару лет назад и вживую услышал твой голос. Привет, Серёга!

Да, так, собственно, о чем это я? Вот о чем: интересно, что из столь одинаковых (по крайней мере, близких) посылок мы сделали столь разные — почти противоположные — выводы (Я здесь не стану останавливаться на том, что цель — поднять уровень экспорта страны, куда ты сам уехал полгода назад, до уровня страны, известной своими отвратительными, но продуктивными программистами, — кажется мне сомнительной. Важен сам принцип — ведь мысли эти ты вывез из Большого Города Небольшой Страны).

Индусский код. Жаргонное нарицательное название для программного кода крайне низкого качества, использующего простые, но порочные принципы «copy-paste», «главное завалить — а там запинаем», «шапкозакидательство». Также известен как «write only», или (в пику принципу «написано однажды — читается везде») — «написанное однажды — лучше не читать».
Ты пишешь: программистов надо учить быстрее, ведь после третьего курса им уже интереснее работать, а не учиться. Но: может быть, их стоит учить интереснее — чтобы они все же учились? Спроси себя: отчего и почему мы забили на лекции и практику? Оттого ли, что так хотелось найти хоть какую завалящую работу — или оттого, что уже не ждали от этого института ничего нового? И неужели — будь эти спецкурсы такими же шикарными, как их названия, — мы бы не нашли возможность все это изучить? Будь обучение настоящим, систематическим, с постоянным повышением уровня проектов, с опорой последующих курсов на предыдущие?

Ты пишешь: сделать обучение более «утилитарным» — основные понятия, спецкурс по выбранному направлению — и вперед на мины. Но: ведь это нормальная, десятилетиями отработанная схема. Профессионально-техническое училище (ПТУ) называется. Таким образом здорово готовить строителей — но не инженеров. А программист (даже тот, который решает задачу «сделать синим квадратик 8 при нажатии на кнопку ОК») — это все-таки инженер; это человек, нормальная повседневная деятельность которого — как минимум творческая адаптация известных методов, а как максимум — создание новых методов и даже принципов проектирования/программирования. Инженер немыслим без фундаментальной подготовки — как знания общих «законов природы» (математики, теории вероятности и далее со всеми остановками), так и прочной основы в своей области: алгоритмики и паттернов; не только выборочных языков программирования (одного? двух?), но и их общих принципов; не только «модной» объектно-ориентированной парадигмы, но и прочих, хоть в общих чертах. Важнейшая, но вообще никем здесь не освоенная область — история компьютерных наук; вовсе не ради интереса — просто потому, что, решая задачу, нужно знать, как ее решали раньше и что из этого вышло. Ну с какой ёлки в МТИ или в Беркли этим базовым курсам уже больше тридцати лет (!) — а у нас! У нас только — привет, Серёга!

Повышение плотности программистов на душу населения. В 1999 году студенты, поступившие на специальность «Программное Обеспечение» Крупного ВУЗа, составили три группы по 20–25 человек.
В 2004-м — восемь групп, из них пять — полностью контрактных. Впрочем, перенасыщенность программистами Большому Городу пока не грозит: из каждой группы по специальности идут работать в среднем 3–5 человек.

Ты пишешь: всех посадить за компьютеры, компьютерные занятия — главные, никаких домашних занятий. Но: зачем? Известно же (ты это видел — и я это видел), что в условиях ограниченного времени и «насильственного» программирования (делай сию секунду, а то не успеешь сдать) — какое программирование? Да никакое практически. И вот фундамент — историю, теорию, метод — можно (и нужно! нужно!) прочитать на лекции; а вот средство — язык, IDE, БД — насколько приятнее и полезнее освоить пусть и на институтском компьютере, но в свободное от рамок (одна пара от звонка и до оного) время.

Туда же — в лес — отправить «олимпиады»; фарс несусветный, соревнования по некачественному решению абстрактных задач за жестко ограниченное время: заведомо известно, что за победы на олимпиадах и за создание работающих, практических проектов отвечают совсем-совсем разные полушария. Тем бы людям, что затевают эти нешуточные игрушечные войны, встретиться в мирной обстановке, на конференции поспорить до хрипоты о любимых методах решения общих задач; о странных — малоизвестных, но кем-то любимых языках; о путях развития наших с тобой информационных технологий.

И, может быть, это чересчур самоуверенно (…но мы ведь оба этим грешим, а?) — но мне очень хочется верить, что «народ за тобой не пойдет»; что все же перекосы нашей образовательной системы выправятся в сторону создания специалистов с правом выбора и «роста» — не «армию исполнителей», а, пардон, «креативщиков», способных решать новые задачи нетривиальными методами, а может и — чем черт не шутит? — эдак плечиком хоть чуть-чуть, но подтолкнуть музыку (то есть программирование)… куда?.. вперед?.. выше?.. Что значит — вперед, выше, дальше?.. куда-то, он еще и не ведает куда, на новое место… (В. Орлов, «Альтист Данилов») Мне ведь тоже где-то «за державу обидно» — да только не за Большую Страну и не за Небольшую Страну, — а за наш «программистский интернационал» — который все пытается скатиться из инженерной науки в «бери больше, кидай дальше…» И мечтается лет через …надцать посмотреть ласково на подрастающее поколение, вспомнить с горечью «армию программистов» и спросить строго: Если вы такие умные, то почему строем не ходите?

А в остальном — привет, Серёга!

P.S. У дихотомии ВУЗ/ПТУ, на самом деле, есть еще и «третья голова», то бишь третья альтернатива: армейская система. Там рядовой, малоподготовленное «пушечное мясо» (Ахтунг! Все несущественное сильно упрощено!), когда его амбиции и способности вплотную подводят его к офицерскому званию, отправляется в академию — где и получает необходимое в/о к уже имеющемуся о/р. Заметим, что по этой же системе часто работают «постсоветские бухгалтеры»: двухмесячные бухгалтерские курсы (пройденные в начале девяностых) по мере возрастания амбиций требуют фундамента высшего экономического образования. А вот программисту с о/р вузовское образование уже не даст ничего. Ноль. И сие прискорбно весьма."


Тут я невольно вспоминаю слова одного психопатологоанатома о том, что учиться надо дома. И опять же не могу не согласиться. И ладно бы дело только в качестве образования и собственном желании. Препы ведь многие знающие и могущие качественно дать знания. Но 80% студетов ходят на пары из-за того что пытаются впарить обязаловку, а им это совсем не нужно. Им нужна отсрочка от армии и корочка. Как следствие заинтересованные хоть сколько-нибудь в предмете теряются среди тех кому интереснее слушать на камчатке полифонию мобильника с чёрным бумером... Тут любое желание преподавать пропадёт...
Как там обстановка в ваших больших вузах большой страны?


Сообщение отредактировано GreyWind - 4.09.2005 - 11:34
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Guest_Nigger_*
сообщение 4.09.2005 - 11:47
| Быстрая цитата | Сообщение #2


Гости





90% необходимых мне знаний я получал дома и на работе.
В инст ходил только на то, что интересовало или нельзя было пропускать (иначе приходилось перед сессией закупаться вазелином).
В результате синий диплом, зато рожа красная ^_^
И уровень квалификации намного выше, чем у свежевыпущенных ботанов.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Tail
сообщение 5.09.2005 - 11:54

Звезда форума
******
9 лет с форумом кубок за победу в конкурсах Форума
Группа: Модератор
Сообщений: 1598
Регистрация: 15.11.2003
Пользователь №: 950


Летом выпустилась из МИЭТа... сейчас на 3м курсе брат, на той же специальности... Послушав его на тему "какие предметы кто ведет" ужаснулась... Нам больше повезло с преподавателями в свое время.

Ничего полезного почти не узнала в институте, все изучала сама дома по книжкам интереса ради и в связи с производственной необходимостью.

Считаю, уж если институт обязывает студентов посещать занятия, то пусть хотя бы подготовка преподавателей соответствует. А то всегда было весело видеть на лекциях мадам Голову С.Ю. и некоторых других, а потом наблюдать как они начинают сами читать этот курс, по законспектированному материалу... и не в состоянии ответить ни на один вопрос.

По пальцам перечесть можно преподавателей и предметы, которые велись реально интересно, и на которые в основном народ ходил в удовольствие... Кстати, они не являлись обязательными для посещения. Никакой обязаловки, ходили только те, кто хотел.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
AkTeP
сообщение 5.09.2005 - 21:29

Продвинутый новичок
**

Группа: Участник
Сообщений: 80
Регистрация: 2.02.2004
Пользователь №: 2133


Насамом деле ситуация вполне нармальная!
Даже высшее образование не является "абсолютно полным" в принцепе. Полюбому придется доучиваться самому и именно тому что интересно. другое дело, что профессия в дипломе должна соответствовать курсу прослушанных лекция и отработаных семенаров и лаб.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Глотал_Кефир
сообщение 7.09.2005 - 17:57

Это вам не это...
*******

Группа: Участник
Сообщений: 3647
Регистрация: 14.10.2004
Пользователь №: 4987


да и в школе так же: поступаешь в институт - готовься дополнительно

*по теме: у меня отец на работу набирает из МИЭТа студентов, так им ещё год-два приходится доучиваться до нужной квалификации...единственное, чему реально учат, так это математике и алгоритмам*
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Abrambl4
сообщение 7.09.2005 - 18:49

Частый гость
***

Группа: Участник
Сообщений: 110
Регистрация: 6.05.2004
Пользователь №: 3449


Цитата(Tail @ 5.09.2005 - 12:54)
Летом выпустилась из МИЭТа... сейчас на 3м курсе брат, на той же специальности... Послушав его на тему "какие предметы кто ведет" ужаснулась... Нам больше повезло с преподавателями в свое время.

Ничего полезного почти не узнала в институте, все изучала сама дома по книжкам интереса ради  и в связи с производственной необходимостью.

Считаю, уж если институт  обязывает студентов посещать занятия, то пусть хотя бы подготовка преподавателей соответствует. А то всегда было весело видеть на лекциях мадам Голову С.Ю. и некоторых других, а потом наблюдать как они начинают сами читать этот курс, по законспектированному материалу... и не в состоянии ответить ни на один вопрос.

По пальцам перечесть можно преподавателей и предметы, которые велись реально интересно, и на которые в основном народ ходил в удовольствие... Кстати, они не являлись обязательными для посещения. Никакой обязаловки, ходили только те, кто хотел.


У Головой как раз хороший преподавательский уровень ты наверное не видела Ашарину,просто Голова не любит когда задают вопросы на семинарах ибо она и так все обьясняет понятно, а вот когда Ашарина стала с++ преподавать я всякий интерес потерял и уже не мог сам разобраться в предмете.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Tail
сообщение 8.09.2005 - 11:34

Звезда форума
******
9 лет с форумом кубок за победу в конкурсах Форума
Группа: Модератор
Сообщений: 1598
Регистрация: 15.11.2003
Пользователь №: 950


Ашарина у меня в школе еще вела. Никаких нареканий в ее адрес не было! Ее я искренне уважаю, хотя в институте с ней не пересекалась.

Голова, Безручко, Немцова (дамы-программисты) к сожалению не вызывают у меня данного чувства, и не только у меня...

Предмет должны вести специалисты. Пусть даже не преподаватели, а просто люди, любящие свою работу и желающие поделиться знаниями. Такой учитель гараздо ценнее, чем читающий по бумажке чужой материал.

За весь институтский курс БОЛЬШЕ ВСЕГО понравились вот эти курсы:
- Защита информации (Панасенко)
- ОС (Корнилов)
Поскольку их читали профессионалы с огромным опытом работы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Bat
сообщение 8.09.2005 - 14:42

Добрый
****
орден II степени
Группа: Участник
Сообщений: 381
Регистрация: 25.05.2005
Пользователь №: 8172


А Панасенко как звать? Не Сергей случайно?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Abrambl4
сообщение 8.09.2005 - 15:02

Частый гость
***

Группа: Участник
Сообщений: 110
Регистрация: 6.05.2004
Пользователь №: 3449


Цитата(Tail @ 8.09.2005 - 12:34)
Ашарина у меня в школе еще вела. Никаких нареканий в ее адрес не было! Ее я искренне уважаю, хотя в институте  с ней не пересекалась.

Голова, Безручко, Немцова (дамы-программисты) к сожалению не вызывают у меня данного чувства, и не только у меня...

Предмет должны вести специалисты. Пусть даже не преподаватели, а просто люди, любящие свою работу и желающие поделиться знаниями. Такой учитель гараздо ценнее, чем читающий по бумажке чужой материал.

За весь институтский курс БОЛЬШЕ ВСЕГО понравились вот эти курсы:
- Защита информации (Панасенко)
- ОС (Корнилов)
Поскольку их читали профессионалы с огромным опытом работы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.


у Ашариной предвзятое отношение к факультету экт что мне не нраваиться больше всего, отсюда и уровень ее преподавания на этом факультете соответсвующий, устраивать внеплановый экзамен или при отсутсвии такового разрешения со стороны деканата устроить дефиринцированный зачет было в порядке вещей, отсюда и мое (а точнее еще как минимум половины факультета) отношение к качеству ее преподавательскоко навыка.Преподаватель должен быть безпристрастным, а не делать высказываний типо: "мдаа на мп конечно студенты умнее,сообразительней и тд и тп".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Tail
сообщение 8.09.2005 - 15:54

Звезда форума
******
9 лет с форумом кубок за победу в конкурсах Форума
Группа: Модератор
Сообщений: 1598
Регистрация: 15.11.2003
Пользователь №: 950


Цитата(bat @ 8.09.2005 - 14:42)
А Панасенко как звать? Не Сергей случайно?


Да, Сергей Петрович!

На 4 курсе его предмет был самым любимым наверное у всего потока МП. Народу всегда было полно. С открытыми ртами слушали.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
сплю
сообщение 10.09.2005 - 12:29
Звезда форума
******
орден III степени
Группа: Участник
Сообщений: 1510
Регистрация: 29.09.2003
Пользователь №: 92


]]>http://greywind.zelnet.ru/i/rubanok.jpg]]>
confused.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 7.08.2024 - 22:14