Профессия писателя привлекает многих. Втайне каждый считает себя способным создать шедевр, прославиться и заработать кучу денег. В самом деле, чем мы хуже Джоан Ролинг с ее Гарри Поттером?
Книжные магазины завалены разнообразной литературой: детективы, любовные романы, приключения, фантастика. У всех на слуху Маринина, Донцова, Перумов, Лукьяненко…
Их известность, байки о высоких гонорарах и желание создать собственные миры вдохновляют на написание книг все новых и новых любителей. В книжные издательства потоком идут рукописи и «вордовские» тексты, но лишь одна работа из 200 оказывается более-менее удачной и достойной публикации. Все остальное безжалостные рецензенты и редакторы возвращают несостоявшимся творцам, стараясь в мягкой форме выразить свое «фи». Начинающие авторы не сдаются. Они создают форумы, делятся своим опытом, выкладывают свои произведения на сайтах, подбадривают друг друга, критикуют и… продолжают писать. Эта искренняя увлеченность, желание творить несмотря ни на что – первый признак настоящего писателя. Любой из нынешних метров начинал безвестным автором и никогда не достиг бы славы, если бы с самого начала сомневался в своих силах и задавался вопросом: «А зачем мне все это надо?».
Трудоголики «под кайфом» Вообще писатели ненормальные люди. Харуки Мураками в одном интервью на вопрос «Любите ли вы деньги?» ответил: «О, да! Я очень люблю деньги! На них можно купить свободное время, чтобы писать...» Нормальные люди получают за свою работу зарплату, а писатель (тем более, начинающий) всегда не уверен: получится нечто годное для продажи или нет? Возьмут в издательство или откажут? Заплатят гонорар, или напечатают бесценный труд под своей фамилией? Полгода, год труда могут оказаться потраченным понапрасну. Человек нормальный просто не рискнет начинать на таких условиях. Но писатель – дело другое, он горбится каждый вечер над клавиатурой, печатая свое творение. Самое удивительное – ему это нравится! Строча за строкой строку, за абзацем абзац, он погружается в собственный мир, ограниченный лишь рамками своей фантазии. Он наслаждается процессом придумывания сюжета, разработкой характеров и взаимоотношений героев, ему в кайф печатать по несколько часов в день. Писателем становится только тот, кто получает от этой работы удовольствие!
Как заставить читателя плакать? Впрочем, одного желания строчить в ночной тиши будет явно недостаточно. Вспоминается анекдот про машинистку:
– Сколько вы печатаете символов в минуту?
– 3000
– О!
– Но такая ерунда получается….
Писательский труд – удовольствие еще то. Вдохновение, к сожалению, не приходит по расписанию, иногда не приходит вообще, а писать надо.
Придумать героев, интересную историю – казалось бы, чего сложного? Но почему-то по настоящему оригинальных вещей – единицы, яркие персонажи рождаются раз в сто лет, а сюжеты бесконечно дублируют друг друга.
Мало иметь развитое воображение и богатую фантазию, мало придумать оригинальную идею – нужно ее мастерски воплотить. С помощью слов оживить свой мир, заставить плакать и смеяться героев, а вместе с ними и читателя. Далеко не каждому это по силам. Чаще рождается очередной опус с бесцветными персонажами и банальными диалогами. Чтобы вдохнуть в свое произведение жизнь, автор должен в совершенстве владеть языком – уметь точно, ярко, образно изложить все свои мысли, передать оттенки смысла, чувств, настроения. Одни писатели уверены – для этого необходим талант, другие, ухмыляясь, считают писательское дело технологией и говорят, что любой мало-мальски грамотный человек, освоив базовые приемы, сможет стряпать вполне читаемые вещи.
Но в любом случае этому нужно учиться и обычно – всю жизнь.
Шедевры – на конвейер! Вы талантливы как Пушкин? Пробиться на литературной Олимп все равно будет сложно. Большую роль здесь играет удача. Умение попасть «в струю», почувствовать, что нужно читателю и дать ему это, иногда вопреки всему. Ту же Джоан Роллинг два года издательства «футболили» с ее первым Гарри Поттером: «Детям не осилить этот томище, кто его будет читать?». Сегодня эту книгу знает весь мир, во многом благодаря настойчивости автора.
Рецептов успешной карьеры в писательском деле не существует. Это рулетка. Есть раскрученные звезды, взлетевшие волей случая на самые вершины, а есть вполне профессиональные и… неизвестные никому авторы. Почему? Здесь – как в шоу бизнесе. Побеждает не самый лучший, а самый известный.
И пусть вы супергениальный начинающий писатель, к вам поначалу все равно отнесутся с недоверием, а вашу первую книгу выпустят гораздо меньшим тиражом, чем того же Лукьяненко. Вас никто пока не знает, в то время как книги известного писателя принесут гарантированную прибыль. Сначала придется поработать на свое имя, и только потом оно заработает на вас. Издательства, почувствовав золотую жилу, начнут планомерно раскручивать ваш бренд. Но путь к славе долог. Написание первой книги обычно затягивается на несколько месяцев. Затем нужно найти издателя – это тоже может занять солидный срок (до года). Потом еще примерно полгода книга будет готовиться к печати...
Начинающему автору не приходиться рассчитывать на крупный тираж (6-8 тыс. экз. – уже хорошо), а значит и денег с книги он получит не много. И вторая книга, скорее всего, выйдет таким же тиражом. И третья... К этому нужно быть готовым...
Продолжение в скрытом тексте, т.к. статья большая
» Кликните, чтобы показать спойлер... «
А можно рукопись продать?
Желающим разбогатеть на писательском деле нужно сто раз подумать, прежде, чем, засучив рукава, браться за написание книги. Слухи о баснословных заработках в этой сфере сильно преувеличены. Не все писатели – Стивены Кинги. Начинающий автор за первую свою книгу, в среднем может получить примерно 40 тысяч рублей, максимум – 2 тыс долларов.
Обычно выплачивается небольшой аванс плюс 6-12 процентов от суммарной стоимости тиража.
Если учесть, сколько времени пишется и издается книга, станет очевидно: начинающему автору прожить только на писательские гонорары весьма проблематично. Потребуется либо хороший тыл (родители, муж, выигрыш в лотерею), либо придется подрабатывать где-то еще: журналистом, преподавателем, грузчиком – не важно. Главное, чтобы эта работа «в нагрузку» оставляла силы и для творчества.
Писательство как единственный источник дохода, могут позволить себе только известные мастера, издающие книги большими тиражами и получающие с них хороший процент.
Они зарабатывают около $8 тыс. за произведение. Например, тираж каждой новой книги Ника Перумова (не считая допечаток) – примерно 100 тыс. экз. Автору это должно приносить 10.000 $.На книге миллионным тиражом, можно заработать 100.000 $
Но добиться таких объемов могут единицы. Авторов, достойно живущих на писательские гонорары, в России не более двадцати.
Как мудро заметил Эрвин Кобб: «Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями».
Достоевский отдыхает
Вы все еще хотите быть писателем? Тогда осталось решить еще один вопрос: что писать? Творить развлекаловку для масс или «нетленку, которая останется в веках? Штамповать ежемесячно любовные романы-однодневки или иронические детективы, поставив производство на поток или создать поистине гениальную вещь, отдав ей несколько лет упорного труда, кропотливо создавая ауру мира, как некогда Толкиен в своем «Властелине колец»?
Очевидно, заработать деньги проще литературным ширпотребом. Читатели в основной своей массе – бесхитростны, им подавай закрученный сюжет, интересных персонажей, яркие диалоги и все – книга пойдет. Поэтому и говорят многие авторы о том, что писательское дело – технология. Но создать настоящий шедевр, несущий новые идеи, пробуждающий в читателе не только интерес, но мысли и чувства, могут немногие. Самое интересное – в издательстве такая книга может оказаться куда менее востребованной, чем очередной по мерке скроенный детектив. Редактор просто растеряется: к какому жанру отнести новый опус? На какого читателя он рассчитан? Издание такой литературы – всегда риск, а зачем он нужен издательству? Лучше делать ставку на проверенные жанры: детективы, любовные романы, фэнтези и фантастику (отнюдь не научно популярную).
Беда современной литературы как раз в этом – ценность книги как литературного произведения заменена на выручку от тиража…
Что делать начинающему автору в такой ситуации? Писать халтуру – не халтуря. Сочинять интересные вещи, пользующиеся спросом, но не являющиеся ширпотребом и макулатурой. Создавать шедевры в рамках известных жанров. Плевать на жанры и создавать свои, как Борис Акунин со своими историческими детективами. Искать и находить ту яркую идею, дерзкую и злую, что перевернет весь мир. И черт с ней – дивизией пишущих, что шагают с вами не в ногу! Настоящая книга пробьется всегда!
Учиться на писателя? Нужно!
Какое образование подойдет писателю? Скажем откровенно – любое. Здесь важнее личностные качества, талант, настойчивость, непреодолимое желание творить. Лукьяненко – врач-психиатр, Робски – бизнесвумен, Пехов-стоматолог и так далее. Многие начинающие авторы пишут книги интуитивно, в чем-то копируя прочитанное, учась на своих ошибках, придумывая собственные литературные приемы. Но, зачем изобретать велосипед? Не лучше ли получить базовое гуманитарное образование, поучиться на мастер классах у профессионалов, перечитать произведения всех классиков в рамках учебной программы, сэкономив свое время и занимаясь действительно любимым делом? Слышу хор оппонентов: «Писательскому делу научить нельзя!». Научить нельзя тех, кто к этому не стремится. Если же у человека есть способности, искреннее желание и потребность творить – профильное литературное, филологическое или журналистское образование может стать хорошим подспорьем и трамплином для развития таланта. Научившись работать с языком, структурой текста, освоив литературные приемы, изучив жанры у вас будет гораздо больше возможностей для успешного начала карьеры писателя, чем у какого-нибудь технаря или, скажем, врача. Если писательское дело технология, как утверждают некоторые авторы, ей тоже нужно учится.
Кен Кизи создал гениальный роман «Пролетая над гнездом кукушки», посещая занятия в кружке «для тех, кто хочет стать писателем». Написал бы он его самостоятельно? Не факт…
Журналистика? Филология? Драматургия?
Итак, на ваш выбор – несколько вариантов: самый очевидный – поступить в Литературный институт им. А.М.Горького – единственный вуз в Москве, где есть специальность «Литературное творчество». Из его стен вышли многие талантливые писатели. Здесь есть все условия, чтобы уйти с головой в писательское дело, заниматься на специальных семинарах с мастерами прозы и поэзии.
Вариант второй – получить диплом филолога. Специальность «Русский язык и литература» и направление бакалавриата «Филология» предлагают около 10 вузов Москвы. Это обучение дает возможность досконально изучить родной язык, проштудировать книги отечественных и зарубежных классиков «от и до», научиться работать с текстами. Подготовкой филологов обычно занимаются государственные вузы: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Российский университет дружбы народов (РУДН) и др.
Третий вариант – популярная специальность «Журналистика». Более 25 институтов в Москве предлагают это образование. Студентов учат писать материалы на любую тему. Человек, набивший руку в подготовке статей, запросто может создать и художественное произведение. Лидеры в этом направлении – МГУ им. М.В.Ломоносова, РУДН, РГГУ, Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), из негосударственных – Университет Российской академии образования (УРАО), Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. Некоторые вузы, например, Институт журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ) в рамках журналистики дают и основы литературного мастерства.
Наконец, последний вариант – специальность «Драматургия» на сценарном факультете Всероссийского государственного института телевидения и радиовещания им. С. А. Герасимова (ВГИК). Здесь готовят писателей-сценаристов для кино и телевидения.
Все начинается с творческого конкурса
В Литературный институт еще до экзаменов нужно представить в приемную комиссию свои работы – стихи, рассказы, повести или даже романы. Необходимо прислать, как минимум, 30-35 страниц машинописного текста или 300 строк стихов. Важно заранее определиться, чем вы хотите заниматься: прозой, поэзией, детской литературой и т. д. Оценивать ваши опусы будет мастер, набирающий себе группу. Из 500 присланных произведений отсеивается около половины. И все равно конкурс составляет 2-3 человека на место, а впереди еще экзамены: творческий этюд (письменно на заданную тему), изложение по русскому языку, русская литература (два вопроса) и собеседование. Принимаются и свидетельства о сдаче ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку. Похожая ситуация во ВГИКе – сначала отбор творческих работ, потом три тура по специальности. Сначала в аудитории за 6 часов нужно написать литературный этюд, рассказ. Потом абитуриенты смотрят фильм, и преподаватели просят изменить финал, придумать биографию второстепенного эпизодического персонажа, перенести действие в иное место или время и т. д. И последнее творческое испытание – собеседование. Экзаменаторы задают «провокационные вопросы» тестируя культурный уровень абитуриента. Могут показать репродукции известных картин попросить назвать автора или дать задание на импровизацию. Достать какой-нибудь предмет и попросить сочинить о нем на ходу историю... После этих испытаний остаются «мелочи»: сдать устный экзамен по литературе и написать сочинение, на котором очень многие «срезаются», поскольку грамотность большинства поступающих оставляет желать лучшего.
На факультетах журналистики требования не столь суровы. Например, на журфак МГУ им. М. В. Ломоносова достаточно представить 5 своих статей, написать небольшое эссе на заданную тему, пройти собеседование, справиться с сочинением и сдать иностранный. Во многих вузах при поступлении на журналистику свои публикации в прессе приветствуются, но предоставлять их не обязательно. В негосударственных институтах обычно достаточно пройти тестирование и собеседование. Правда и тут могут быть сюрпризы. Например, в ИЖЛТ после сдачи тестов по русскому и экзамена по литературе, абитуриента могут спросить: «Какие гости собираются летом у Ольги Владиславовны?». Нужно на ходу придумать, кто она такая, а заодно описать всех ее гостей.
На филфаке творческих конкурсов нет. Вступительные экзамены: сочинение, русский язык (устно), литература (устно). Конкурс на бюджетные места в среднем составляет 3-4 человека.
Пишем повести на семинарах
Какие же дисциплины помогут развить литературный талант? Конечно, культурологию, историю, политологию, социологию, философию, правоведение, психологию – придется изучать в любом случае, но далее у каждой специальности своя специфика.
В Литературном институте споры о книгах и авторах из аудитории переносятся в коридоры. Каждый вторник здесь – творческие семинары, профессионалы делятся со студентами секретами писательского мастерства. На занятиях будущие поэты и прозаики сочиняют фельетоны, эссе, рассказы. Педагоги читают работы, разбирают стилистику, указывают на ошибки, просят по-другому взглянуть на проблему, убрать подтекст и т. д. Многие из студентов потом публикуют свои сочинения.
Во ВГИКе с одной группой (10-15 человек) в большинстве случаев работают два мастера, и ведут ее с 1-го курса до выпуска. Студенты пробуют сочинять сценарии: от совсем маленькой сценки до сценария полнометражного игрового или неигрового фильма. Домашние задания – сценарии короткометражных картин – обсуждаются и корректируются на практических занятиях. Иногда, если сюжет зашел в тупик, к поиску решения привлекаются все студенты. Каждый старается придумать лучшую историю, перещеголять своих сокурсников.
На факультетах журналистики практические задания занимают значительную часть учебы. Написание собственных материалов здесь обязательно. Во многих вузах практикуется выпуск своих газет и даже телепередач. Например, в МГУ издают журнал «Журналист», в Университете Российской Академии Образования – общероссийскую газету «Татьянин день», в РГГУ и Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина снимают собственные вузовские телепрограммы и т. д. В ИЖЛТ помимо изучения «чистой журналистики» студенты пишут рассказы, очерки, повести, здесь есть классы драматургии и сценарного искусства.
Обучение на филфаке может показаться менее интересным. Филолог – будущий преподаватель, ученый, которому необходимо разбираться в глубинных процессах языка. Поэтому студенты филфака изучают общее языкознание, теорию и историю языка, стилистику и риторику, лексикографию, фразеологию, орфографию и др. Но одновременно с этим они штудируют и разнообразную литературу: от античной до современной, много читают, рассуждают об исторических и литературных процессах, «по косточкам» разбирают шедевры классиков и на практических занятиях отнюдь не скучают.
Роман вместо диплома
Алексей Упатов, студент 5-го курса Литературного института им. М. Горького.
Почему решил стать писателем? Еще в школе пробовал сам писать небольшие рассказы. Но поступил в МГТУ им. Баумана на программиста, математику любил, но на занятиях почему то вместо того, чтобы писать лекции и считать алгоритмы, сочинял интересные истории. Понял, что учусь не там, где надо, и не тому, чему хотелось бы. С третьего курса ушел из Бауманки и поступил на первый курс Литературного института. Родители были, конечно, категорически против, но я решил сделать по-своему. Поступать было сложно. Пришлось много читать и перечитывать. Школьную программу к тому времени благополучно забыл, но успешно прошел все испытания, а за творческий конкурс получил «отлично». Нужно было написать эссе на одну из трех тем, я выбрал «Обратная сторона луны» и написал небольшую фантастическую историю о мальчике, неожиданно оказавшимся на луне. Меня предупредили, что главное – интересный сюжет, ну я и постарался…
На экзамене по русскому языку нужно было написать изложение с элементами сочинения. То есть добавить где-то свои рассуждения. Потом сдал русский устно, литературу 19-20 век, иностранный язык (перевод текста + вопросы) и историю. Так было, когда я поступал. Сейчас экзаменов меньше.
В конце – собеседование. Если успешно прошел творческий конкурс, бояться нечего. Правда, сейчас, когда экзамен по Истории Отечества отменили, на собеседовании преподаватели любят задавать вопросы по этому предмету.
Самое ценное – творческие семинары по вторникам. Коллективные обсуждения, разбор ошибок, общение с мастерами. Сама атмосфера занятий располагает писать и совершенствоваться, стремится к тому, чтобы язык стал чище, сюжет интереснее, герои живее.
Уже на первых курсах писали небольшие рассказы, эссе, повести.
Несколько человек отчислили за профнепригодность, хотя по остальным базовым предметам они успевали…
К старшим курсам нужно написать серьезное произведение – роман или цикл повестей. Это и будет дипломной работой. И на защите далеко не всем ставят пятерки…
Как показывает практика, из 60 выпускников только 10 остаются в литературе. Большинство уходит в смежные сферы: журналистику, пиар, искусствоведение.
Прожить на писательские гонорары поначалу проблематично, и я планирую совмещать работу журналиста и писателя, а там – время покажет.
Слухи и факты
Правда ли, что за некоторых раскрученных писателей книги пишет целая бригада безвестных авторов?
Действительно, плодовитость некоторых наших метров (имена называть не будем) откровенно поражает. Можно написать книгу за месяц, но делать так постоянно на протяжении года и более, выдавая по 20-30 тыс. знаков в день… Человеческие силы не беспредельны.
А бренд уже раскручен, и речь идет о таких прибылях, что шоу должно продолжаться, книги выходить точно в срок не смотря ни на что.
Издательства перестраховываются и поручают работу команде «литературных негров» или «теневиков», продающих только материал, а не материал + своё имя. По слухам, они получают за книгу $1000-2000, смотря на какой бренд пишут.
Издаваться легко, добиться признания трудно
Мария Стрельцова, основатель и руководитель Клуба молодых литераторов на корпоративном сайте издательства ЭКСМО, автор четырех книг в жанре мистического детектива.
– Как стали писателем?
– Однажды мне пришла в голову история о современной девчонке, дорогостоящем специалисте по охранным заклятьям и обрядам на удачу. Написала первый эпизод, который понравился родным и друзьям. Стали просить продолжение – так и получилась книга, на удивление быстро, месяца за два. Когда она была готова наполовину – знакомые уже начали меня подталкивать к тому, что это надо будет издать. Ну, я и издала.
– Сложно было пробиться с первой книгой? Какие чувства испытывали? Верили в
успех?
– Я совершенно ничего не знала об издательском бизнесе, о требованиях к авторам и к книгам, в общем, я понятия не имела об издательской кухне! Наделала массу ошибок, и полгода у меня ушло на пустые ожидания ответа от издательства. Потом уже меня опытные люди научили, что не надо слать письма «на деревню дедушке» – отправлять рукопись на мэйлы, указанные на сайте издательства. И тогда я позвонила в Эксмо, секретарь дала мне мэйл редактора, который готов рассмотреть мою книгу. Спустя 10 дней после отправки мне пришла первая рецензия с положительным решением по моей книге.
Практически все молодые авторы испытывают в период рассмотрения книги уныние и даже депрессию. Я не была исключением. В такое время крайне нужна поддержка родных. Мне в этом плане повезло.
– К чему должен быть готов начинающий писатель?
– Главная добродетель – ТЕРПЕНИЕ. Издание первой книги – очень долгий процесс, занимающий от полугода до года. Особо впечатлительным натурам следует запастись валерьянкой.
– Какие ошибки на ваш взгляд чаще всего делают новички?
– Основная проблема новичка это... скромность. На форуме Литературного клуба я постоянно повторяю начинающим авторам: «Отправили рукопись – ЗВОНИТЕ! Узнавайте – дошла ли? Через две недели звоните снова. И еще через две недели. И так до победного конца. Не давайте редактору забыть о себе! Интересуйтесь, как продвигаются дела по вашей книге!».
А молодые авторы обычно робко отвечают: «Не, я так не могу... Вдруг редактор занят, вдруг я не вовремя, да и вообще, – зачем человека отвлекать от дела?».
Потом удивляются, почему рукопись потерялась, почему у более «пробивного» коллеги уже книга вышла... У редактора работа такая – читать авторские тексты. Но объемы материалов огромные, и напоминание о себе лишним не будет.
– В каком жанре Вы работаете?
– Мистический chicklit. Проще говоря – магия в нашем мире, без привкуса фентези. Книги ориентированы на женщин от 15 до 55.
– Сложно ли придумать собственный мир?
– Это или есть, или нет. Сутки размышления о том, какой бы новый мир мне придумать – ничего не дают. Это бывает как озарение или просто как тихонько подкравшаяся мысль. И вот когда появляется идея – хватаешься за нее, обдумываешь детали и в итоге создается мир. Во всяком случае, у меня именно так.
– Ваш любимый герой?
– В моих книгах это, безусловно, главная героиня Магдалина. Я уже к ней привыкла. Если же брать российскую литературу – то Антон Городецкий от Лукьяненко. Очень хорошо прописанный персонаж, мастерски.
– Все-таки это ремесло или искусство?
– Как сказал один уважаемый мною человек, книга – это только со стороны автора «кровь из вен». Для издательства – это бизнес. Для читателя – возможность интересно провести время. С какой точки зрения смотреть на книги – с такой и будет ответ.
Иногда работаешь только на знаки, прописывая рядовые эпизоды. Они нужны, от этого никуда не деться. Но в каждой книге есть такие моменты, которые пишутся на чистом вдохновении, когда каждая фраза, капающая на лист бумаги – хороша... Это и есть кровь из наших вен. Это и есть искусство создавать нечто прекрасное.
– Где черпаете вдохновение?
– В общении. Прочитаешь письмо от читателя – и вот оно, вдохновение, повеяло. Понимаешь – не зря пишешь. Поговоришь с редактором – и снова на пике формы. Потому что они обычно сообщают крайне «приятные вещи». А истинное вдохновение – после беседы с недоброжелателями. Писать
для врагов – великая ответственность.
– Получаете удовольствие от работы?
– Писателями становятся тогда, когда не могут не писать.
– Как вы считаете, современный писатель должен создавать «нетленки» или зарабатывать деньги коммерческими проектами?
– Однажды я жаловалась своему редактору, мол, у меня неформатные книги. Она рассмеялась: «Неформат и прочая некоммерческая литература – то, что невозможно издать. По причине отсутствия спроса».
Автор просто должен писать интересно. А уж что станет «нетленкой» из изданного – решит время.
– Как проходят ваши будни?
– Я «сова», и потому до вечера занимаюсь своими делами. В 18.00 начинается мой рабочий день. Норма – 4 страницы в Word.
– Нервная работа?
– Писать книгу – спокойное дело, а вот издавать ее – крайне нервное занятие.
– С какими проблемами приходится сталкиваться чаще всего?
– Проблема неорганизованности. Когда у человека свободный график – это невероятно расслабляет. Не раз я слышала возгласы начинающих авторов – мол, здорово, если бы надо было ходить на работу к девяти и трудиться до шести вечера. Но самая страшная проблема автора – низкие продажи, от которых зависит вся карьера. Книги «пошли» – значит, и карьера идет в гору. Продажи низкие – издательство наверняка захочет избавиться от такого автора.
– Бывают творческие кризисы? Как с этим бороться?
– Конечно, бывают. Не пишется и все тут. Я лично борюсь с этим так: пишу «через не могу». Хоть тысячу знаков в день – но сделаю. Если совсем никак – открываю начало книги, перечитываю ее и редактирую по ходу прочтения. Пока дохожу до того места, о которое споткнулась – обычно кризис уже проходит.
– Что Вам нравится в вашей работе, а что не очень?
– Нравится признание. Это так здорово – получать письма от читателей и понимать, что кого-то твои книги не оставили равнодушным. Не нравится, что до этого признания идти достаточно долго.
– Высший уровень профессионализма в этой сфере?
– Мы тут все непрофессионалы: врачи, компьютерщики, менеджеры. Награды на литературных конкурсах мало что значат: греют душу, вызывают уважение коллег – вот и все. Самое главное, на что мы ориентируемся – цифра тиража. Она действительно скажет насколько автор популярен.
– Какой бы совет вы дали начинающим авторам?
– Ничего не бояться, не впадать в депрессию, быть уверенным и четко идти к намеченной цели. Издаться – легко. Добиться чего-то в нашем бизнесе – вот что трудно.
Евгений Колодин, журнал Куда пойти учиться]]>http://www.ucheba.ru/vuz-article/2536.html]]>